СТОП УГРОЗА!

  

Не ведите с детьми «серьезные разговоры»!

Учить правила безопасности лучше во время обычного разговора по дороге в школу, просмотра мультфильмов или перед сном. Трех-пяти минут пару раз в неделю достаточно для того, чтобы ребенок не разучился вас слышать. Это обычные повседневные социальные навыки — так же мы учим детей совершать покупки в магазине, понимать, где свои и чужие игрушки, уступать место старшим. Ужасом и предубеждениями из серии «не хочу думать о плохом» их наделяем мы, родители, поэтому никаких допросов с пристрастием и проверок на прочность, не рассказывайте страшные истории и не читайте нотации.

Часто разговоры о правилах безопасности превращаются в стресс для детей, потому что мамы склонны транслировать им свои страхи и не думать о том, как получить стойкий результат от этих бесед. Ребенок уже устал, он отвлекается и хочет уйти, но нет: «Сиди и слушай — разве ты не понимаешь, как это важно? Пока не покажешь, как надо делать, никуда не пойдешь!» В таких случаях ребенок устает, злится, но кивает, потому что хочет поскорее закончить этот неприятный разговор. Часто после таких нравоучений дети начинают считать, что мама беспокоится совершенно зря.

Правильно расставляйте акценты!

Людей нужно делить не на «плохих» и «хороших», «преступников» и «обычных», а на «близких», «знакомых» и «посторонних». Для наглядности можно нарисовать все три категории (или больше) разными цветами вместе с ребенком и периодически обращаться к этому рисунку.

Близким мы доверяем, можем с ними куда-то пойти, ни у кого не спрашивая разрешения, позволяем им нас обнимать и целовать, принимаем от них подарки. К близким людям не относятся все родственники или все учителя, это конкретный список людей, которых обычно немного: кто-то из друзей семьи, няня, бабушка или двоюродная сестра мамы.

Знакомые (друзья и коллеги родителей, соседи, учителя, врач или тренер ребенка) — группа «вежливого общения». С ними мы разговариваем, но без разрешения родителей никуда с ними не ходим и не принимаем от них подарки, не рассказываем им о том, что происходит у нас дома, они нас не обнимают и не целуют. Это тоже список конкретных людей.

Посторонние — это все остальные. Бабушки и дедушки на улице, полицейские и спасатели, мамы с детьми и старшие школьники — хмурые и улыбающиеся, вежливые и грубые. Все они должны соблюдать правило: не подходить к чужим детям и уж тем более ничего им не дарить, никуда их не звать, ни о чем не просить. Их можно игнорировать, с ними можно быть нелюбезным, если они нарушают правило. Если они пытаются куда-то вести, то они очень опасны, и нужно, не стесняясь, убегать и громко кричать.

Задавайте вопросы, а не читайте нотации!

«Как ты думаешь, какие места по дороге в школу самые глухие и безлюдные? А как ты думаешь, угрюмый человек — значит плохой? А если улыбается — он хороший? А может быть, наоборот? К кому в этом магазине ты бы обратился за помощью? Как ты думаешь, почему злоумышленники должны маскироваться и придумывать разные уловки, почему они не могут просто схватить ребенка и побежать с ним? А если бы ты увидел, что происходит что-то плохое или кому-то нужна помощь, что бы ты сделал, если бы ни меня, ни папы не было рядом? Дети размышляют, отвечают, предлагают версии, поэтому отлично запоминают те выводы, к которым пришли сами, особенно если их за это похвалили.

Даже если вы столкнулись с тем, что ребенок радостно разговаривает с посторонним или куда-то пошел с ним, несмотря на ваши наставления, не ругайте его — сначала спросите, почему он это сделал. Возможно, именно этот человек не вызвал подозрений, и это даст вам понимание, какой тип людей легко введет ребенка в заблуждение. Часто бывает, что ребенок «не сразу подумал», а потом вспомнил, но «было уже как-то неудобно». Это самая распространенная модель, поэтому работать надо одновременно в двух направлениях: тренировать тумблер в сознании «незнакомый подошел сам, он так делать не должен» и «я не разговариваю с посторонними», «помогите, я не знаю этого человека». Если на каком-то элементе у ребенка зажим или недопонимание, нужно выяснить, в чем причина, и ненавязчиво и спокойно ее устранить.

Рассказывайте «истории из жизни»!

Придумывайте истории, в которых самые разные уловки будут описаны детально. Сделайте отрицательными героями историй пожилых, вежливых, симпатичных людей, которые просят помощи, предлагают заработать или поучаствовать в чем-то, выдают себя за знакомых, коллег и родственников родителей.

Истории могут быть разными: про девочку и котенка, который застрял в трубе; про мальчика, который был настолько стеснительным, что, когда его уводил похититель, только хныкал, но так и не решился закричать и так далее. Не стоит каждую историю заканчивать жестоким поучительным насилием — лучше привести пример моментальной реакции. Например, «она сначала растерялась, ей было неудобно отказать, но потом вспомнила, что полицейские тоже посторонние люди, сказала, что сначала позвонит маме, а потом убежала».

Разыгрывайте «опасные ситуации»!

Каждый элемент правильных алгоритмов покажите сами: как отвечать любому незнакомцу, как сразу отходить на пару шагов назад, если кто-то подходит на расстояние вытянутой руки, как кричать, если тебя держат, как правильно заходить в подъезд.

Покричите вместе на улице, побегайте, пошумите. Наши дети настолько привыкли к частым одергиваниям и прочим «не кричи, на тебя смотрят», что необходимость хотя бы привлечь к себе внимание своими действиями может их парализовать.

Уроки безопасности в классе!

Эффект группы работает на все сто. К тому же никогда не будет лишним еще раз услышать, повторить, попробовать и потренироваться. Дети в классе обсуждают тренинг, обыгрывают ситуации, поэтому, возможно, смогут подстраховать друг друга в случае опасности.

Установите программы родительского контроля на все девайсы!

Есть много случаев, когда младшие школьники, набирая в поисковике «фея винкс раскрасить», находят заполнившие экран картинки далеко не детского содержания. Со второго класса, по нашей статистике, уже почти весь класс «сидит» в социальных сетях. И в какую группу дети могут случайно забрести, если у вас нет программы защиты от нежелательного контента, никто не знает.

Не создавайте панику по поводу очередной «страшилки» в сети Интернет!

Наркотики в жвачках, группы смерти, «беги или умри» и прочие волны рассылок часто приводят к тому, что родители приходят в ужас и начинают рассказывать, пугать, запрещать, следить, проверять и мучить детей допросами. Все это может спровоцировать сильное любопытство или привести к ссорам и дальнейшему обману со стороны ребенка. А уж скрывать и обманывать дети умеют, особенно если речь идет об интернете. Надо сказать, что от трети до половины третьеклассников на тренингах поднимает руки на вопросы «Кто выходит в интернет по ночам или тайно от родителей?» или «Кто завел себе вторую страницу в социальных сетях, о которой не знают родители?».

Попросите ребенка выступить в роли учителя!

Пусть ребенок научит всему, что знает, младших братьев и сестер, друзей и одноклассников — сам нарисует, объяснит, покажет. Это здорово закрепляет знания и навыки, а также мотивирует самого ребенка соблюдать все правила безопасности, ведь он уже «эксперт».

Разрешите ребенку быть громким!

Проблема не в том, что дети не знают, где опасность и чего нельзя делать, а в том, что им жутко неудобно пройти мимо, не оборачиваясь, если окликают, или отойти от лифта, если в подъезд зашел незнакомый мужчина. Часто они пытаются изобразить, что у них развязался шнурок или что им кто-то позвонил, чтобы просто остановиться на улице или пойти в другую сторону. Им стыдно закричать, очень неловко побежать. Многие жертвы идут за руку с похитителем не потому, что ничего не понимают, а потому, что у них возникает мысль: «А вдруг ничего страшного не происходит, а я начну кричать»? Именно это самая главная причина трагедий. Сделайте так, чтобы их не заботило то, что о них подумает случайный прохожий. Пусть они будут уверены в том, что имеют право следовать правилам безопасного поведения. Это самосознание можете привить им именно вы, ведь все остальные будут учить их противоположному.